Новости Сергиева Посада

 

И в нашем городе снимается кино

Июнь  30, 2011
Конечно же, Вы помните, уважаемый читатель, что не так давно в одну из избирательных кампаний известный кинематографист и претендент на вершину местной власти обещал всем нам строительство в нашем городе не больше, не меньше …«Русского Голливуда». Однако, сергиевопосадцы не поверили в реальность этих планов и не поддержали претендента, и, казалось бы, навсегда и безвозвратно потеряли возможность таких заманчивых перспектив.
 

 

К счастью, не все так плохо на самом деле. В нашем городе есть люди, которые практически на голом энтузиазме создали киностудию — Киностудию Сказки «Возрождение» и сняли свой первый фильм «Снегурочка. Пасхальная сказка». Фильм еще нигде не экспонировался: ни в прокате, ни на фестивалях, а сразу вышел в тираж на DVD и его можно приобрести в нашем городе, в частности, в магазинах «Читай-город» по ул.К.Маркса,7 и «Дом книги» по пр-ту Красной Армии, 138.

О том, как снимается это чудо — кино и как снимался фильм «Снегурочка»мы побеседовали с создателями фильма, жителями Сергиева Посада — режиссером-постановщиком Татьяной Петровой и автором сценария Олегом Давыдовым.

Скажите, как и почему Вы стали режиссером и решили снимать кино?
Татьяна Петрова. Режиссер-постановщик: Решение созрело у меня постепенно. В 2007-м году, окончив театральный институт по специальности «актриса театра и кино», я работала сначала в Московском детском музыкальном театре и совсем не думала менять актерскую профессию на режиссерскую. В ходе работы у меня возникало все больше несогласия с видением ролей режиссерами театра. Подумав, что проблема в режиссерах, я сменила театр п/р Г.Чихачева на театр «Экспромт». Но не прошло и месяца, как те же несогласия возникли у меня и на новой сцене. Тогда я и вспомнила слова нашего мастера Владимира Борисовича Коренева — легендарного «человека-амфибии», которые впоследствии стали ключом моего прихода в режиссерскую профессию: «Актриса должна быть глупой и во всем потакать режиссеру. Если она этого не делает, то она — сама режиссер», и еще: «Ребята, самый лучший проект — это ваш проект!» И я приняла решение.


Но решение — это одно, а как его осуществить?
В 2009-м году, успешно пройдя конкурс, я поступила на курсы кинорежиссеров при к/студии им.Горького, где и был осуществлен мой первый кинопроект «Снегурочка. Пасхальная сказка», в котором я являюсь и режиссером-постановщиком и играю роль Снегурочки. А о чем Ваш фильм и почему «Снегурочка» — пасхальная сказка? Для многих этот персонаж отождествляется со «Снегурочкой» Островского и страной берендеев.
Олег Давыдов, автор сценария: В русской народной сказке «Снегурка», исследованной А.Н. Афанасьевым, под влиянием идей которого А.Н.Островский написал свою пьесу, ничего не говорится о стране берендеев и, тем паче, о том, что Снегурочка — дочь Мороза и Весны. Вот что мы читаем у Александра Николаевича Афанасьева во втором томе его «Поэтических воззрений славян на природу»: «Снегурка названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка2, у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал ко¬мочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Перенося миф о рождении облачной нимфы под домовую кровлю, фантазия присвоила благодат¬ное действие весеннего тепла — очагу, как божеству, которое благословляет потом¬ством и охраняет семейное счастие. Есть еще другая вариация сказки о Снегурке3: Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот насту¬пила зима, молодого снегу выпало много — чуть не по колена; ребятишки высыпа¬ли на улицу играть, бегали, резвились и наконец стали лепить снеговую бабу. Иван да Марья глядели в окно. «Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!» — Что ж, пойдем! только на что тебе бабу? будет с тебя — и меня одной; слепим лучше дитя из снега, коли Бог живого не дал! «И то правда!» Вышли они из хаты и принялись лепить куклу, сделали туловище и с ручками, и с ножками, приставили головку.... Смотрит Иван — а вот уж из ямок голубые глазки выглядывают, и алые губки улыбаются. Зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикну¬ла Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!» Бросилась обнимать Снегурку, и на руках у нее очутилась в самом деле живая девочка....» (заметьте: не Ярило, а Господь нам дитя дает!) И далее: «Собрались девки гулять, пошли в рощу и взяли с собой Снегурку; там они рвали цветы, вили венки, пели песни, а вечером разло¬жили костер и вздумали прыгать через огонь. Побежала и Снегурка, но только поднялась над пламенем, как в ту же минуту раздался жалобный крик и потянулась Снегурка вверх легким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась в поднебесье. … В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит на зем¬лю — в этот мир, заселенный людьми, и поражает всех своею нежною белизною (т. е. падает на поля в виде снега); с приходом же лета она принимает новый, воз-душный образ и, удаляясь с земли на небо, носится там вместе с другими легко¬крылыми нимфами.» Не однажды российские кинематографисты и мультипликаторы обращались к этому персонажу, пытаясь понять скрытый смысл Снегурочки, и каждый вносил какое-то свое новое видение этого образа. Возьмите хотя бы фильм «Ледяная внучка», где Снегурочка вовсе не боится огня, но нанесенная людьми обида поражает ее в самое сердце. А поэт и композитор Сергей Трофимов написал песню «Белый снег», смысл которой тоже внес лепту в наше понимание этого образа.

«Белый снег под Рождество,
Знак таинства вселенского причастья,
В вышине летит с небес
Посланником неведомого счастья. И в любви к нагой земле
Замёрзшую собою согревает
И, согрев, в её тепле
Уходит в вечность или просто тает.
Белый мир, как белый лист,
Ещё не обречённый чьей-то ложью,
Как Христос, высок и чист,
И кажется распятье невозможным.
И любовь, как путь земной,
Единственная в этом мире правда,
Привела опять домой, Того, 
кто был потерян безвозвратно...»
Изучив различные воззрения на этот персонаж, мы с супругой Ольгой— соавтором сценария поняли, что истинный смысл Снегурочки в том, что она является прообразом Христа, сошедшего с неба и впоследствии вознесшегося на него, а боится Снегурочка вовсе не солнца и вещественного огня. Мать Метелица в нашей сказке предупреждает Снегурочку: «Очищает душу пламя свечи, теплым хлебом кормит пламя печи, языки костра одаряют теплом, языки людей пропитаны злом... И не бойся ни костров, ни огней, пусть ласкает тебя солнечный свет. Языки людей обжигают больней. Смерть твоя, где любви больше нет.»

А почему Вы решили снимать именно фильм-сказку, ведь сказки сегодня никто не снимает, поскольку считается, что это некоммерческое кино и не принесет прибыли?
Татьяна Петрова: Именно потому, что их никто не снимает. Побывав на разных съемочных площадках разножанровых картин, я поняла, что эти картины ничего не несут душе, а воздействуют на зрителя только неожиданными поворотами сюжетной линии, яркими компьютерными эффектами, частой сменой кадров и страстными чувствами. Режиссеры этих картин уверены, что зрителю нужен так называемый «гэк» - что-то похожее на трюк в цирке. Но такой фильм не прививает ничего доброго, а лишь портит вкус не особо разборчивого в искусстве кино массового зрителя. Цель преследуется одна: заработать побольше денег. Поэтому нынешнее кино более похоже на бесконечную рекламу. Главный герой ездит на определенной марке машины, разговаривает по определенной модели телефона, смотрит на определенные часы, проходит мимо определенных рекламных афиш и т.д. Это нельзя назвать искусством кино, скорее это искусство технологии кино. Но не для того я пришла в кино, чтобы идти по этому пути. Для возрождения чистоты и глубины нашего былого кино, когда творили такие мастера, как А.Тарковский, М.Колотозов, А.Митта, С.Бондарчук, В.Шукшин, а также возврата выхолощенной из сказки в советское время духовности мы и создали нашу киностудию и решили снимать в первую очередь сказки. Причем, сказки, расчитанные на любой возраст. Да и кто сказал, что сказка только для детей? Как говорят в народе «сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Слышите: не детям, а «добру молодцу урок». И дети и взрослые найдут в наших сказках что-то для себя, исходя из своего уровня понимания. Взрослые пытаются все понять с помощью логики, построенной на своем жизненном опыте, а детям проще — они, не мудрствуя лукаво, воспринимают все своей чистой невинной душой. И потому показывать им то, что в большом количестве льется сегодня с экрана кинотеатров, телевидения и интернета — во многом преступление перед этими чистыми душами, перед будущим этих детей.

А трудно Вам было снимать Ваш первый проект? И как Вы считаете - фильм получился?
Татьяна Петрова. Легко ли было снимать? Смотря что подразумевать под этим вопросом. Если говорить о погодных условиях, то достаточно трудно было всем: и актерам, и техническим работникам, и аппаратуре. Ведь на улице температура опускалась ниже - 25 градусов, аппаратура начинала давать сбои. Мы снимали на HD-камеру Sony F-900, а она не расчитана на такие температуры. Говорят, что американцы снимают зимние сцены летом. Людям тоже было не сладко, и они бегали отогреваться в маленькую сторожку. Сцену вечерки мы снимали в доме, но в музейных домах нет отопления, поэтому надежда была только на электрические обогреватели. Оператор тогда сказал мне, что если бы в фильме снимались московские актеры, то у вас никаких денег не хватило бы. Но надо отдать должное людям — актерам, занятым в фильме. Мало того, что они, как и многие в этом проекте, участвовали в нем на благотворительной основе, т.е. совершенно бесплатно, но и на площадке во время съемок, и после них в гостинице не было ни одной ссоры, в отношениях царила просто идиллия. Мы работали и жили одной большой дружной семьей всего в трех гостиничных номерах, а при этом нас было 35 человек. Думаю, что это связано с идеей фильма, которая захватила всех, и, конечно же, с Божьей помощью. Ограниченность во времени тоже не предполагала его потерь. Мы должны были все натурные съемки провести за пять съемочных дней. Поэтому работали на площадке с 9-ти утра до 23-х часов вечера. Кроме того, мне было легко потому, что рядом со мной были классные специалисты — мои педагоги. Это, прежде всего, педагог по сценарному искусству Фридрихсон Александр Исаакович, рекомендовавший сценарий к постановке, педагог по операторскому мастерству Александр Михайлович Фомин ( в проекте он согласился участвовать в качестве оператора-постановщика,). Он же помог набрать киногруппу: звукорежиссера, ассистентов оператора и режиссера, осветителей, режиссера монтажа, а их выбор тоже весьма важен, тем более при таких временных ограничениях и малом бюджете. Это мои педагоги по режиссуре Резо Гигенишвили и Дмитрий Таланкин, а также работающий на площадке со мной режиссер-репетитор Глеб Добровольский. А все финансовые, организационные и хозяйственные вопросы взял на себя продюсер картины Олег Давыдов. Имена всех актеров и создателей картины можно увидеть в интернете на странице Википедии «Снегурочка. Пасхальная сказка», а также на официальном сайте фильма www.snegurochka-film.ru.
Получился ли фильм? Думаю, что получился, а решать окончательно будут зрители. По своему опыту могу с уверенностью сказать лишь одно: у человека, познакомившегося с нашей Снегурочкой, она входит в душу и периодически вновь и вновь возникает желание пересматривать фильм и сопереживать за нее. Даже актеры на финальном просмотре рабочей версии картины сказали: «А давайте еще раз посмотрим». А потом Татьяна Гундарова, сыгравшая роль бабки, заметила: «А я бы еще раз посмотрела».
А Вы можете назвать того или тех, кто сыграл свою роль в фильме лучше всех? Татьяна Петрова. Это не совсем корректный вопрос, поскольку я тоже играла в фильме, как актриса. И потом, должна сказать, что все актеры очень старались и сыграли настолько, насколько каждому из них дана мера таланта. Например, была очень точна Тамара Афонина, она сыграла в фильме роль сплетницы, а на просмотре эта милая женщина сказала: «Я ее ненавижу!» Очень хорошо работалось на площадке со старостой (Сергей Воцко), правда, он трудно запоминал текст. Но для этого были у нас дубли, а еще прекрасный звукорежиссер Антон Медведев, который мастерски собрал звук, порой из разных дублей, так, что нам не пришлось делать перетонировку (переозвучание актеров), которую советовали сделать московские специалисты. Но нам были дороже голоса и интонации наших актеров, прозвучавшие именно на съемочной площадке. Иное было бы неправдой и отторглось бы зрителем. Вообще, актеры старшего поколения, а это в основном актеры народного театра , были наиболее близки к ролям в силу своей большей возрастной близости к изображаемому времени. Ведь актер должен играть не себя или просто персонаж, он должен играть изображаемую эпоху, быть внутри нее. Иначе будет все фальшиво. Но и молодым надо отдать должное. Безусловным украшением фильма стал фольклорно-этнографический коллектив «Скоморошья слобода» под управлением Татьяны Смирновой. Это просто кладезь русского фольклора. Именно этому коллективу благодарны мы и за подаренную им народную рождественскую песню «Эта ночь святая», ставшую лейтмотивом всего фильма. Кстати, первоначально подразумевалась песня немецкого композитора Ф.Грубера «Святая ночь». Эта святочная песня, срочно написанная в 1818-м году по весьма прозаической причине: мыши прогрызли меха органа накануне Рождества Христова, и праздничная месса могла сорваться. В итоге «Святая ночь» за весьма короткий исторический срок облетела все континенты, была переведена более, чем на 70 языков мира, а в России была включена в нотный церковный сборник в 1916-м году. Но наша народная песня «Эта ночь святая» показалась нам более уместной и даже более красивой и глубокой.

Как известно, кино — это довольно дорогое предприятие. По радио и телевидению мы слышим часто заоблачные цифры. Как же вы решились снимать кино, и где вы взяли эти самые пресловутые «энюшки»? 
Олег Давыдов. Наверное, многие сочли бы наше предприятие безумием, но мы были с самого начала убеждены в том, что сможем осилить этот проект, хотя, наверное, очень рисковали. Ведь машина была уже запущена, а меценаты не спешили к нам на помощь, и своих сбережений катастрофически не хватало. Директор одной страховой компании даже сказал: «Если вы найдете деньги, то я — идиот, это просто невозможно. И он недалеко ушел от истины. Я обошел около сорока предпринимателей, и подавляющее большинство мне отказало под разными предлогами. Главным было, конечно, их неверие в коммерческий успех проекта. Но мы и не обещали им не только прибыли, но и даже просто возврата вложенных средств. Мы сразу объявляли, что это чистая благотворительность. Поэтому каждый решал для себя сам — нужно ему это или нет. Например, такие фирмы, как Сбербанк, не нашли средств, а пенсионер, участник войны, дошедший до Берлина, Малышев Дмитрий Иванович отдал нам свои сбережения — 50 тысяч рублей со словами: «Ребятишек жалко!». Вот о таких людях надо писать. Кстати, о нем и его брате Борисе Вы можете прочитать мое стихотворение на сайте www.proza.ru или послушать его в youtube.com. , набрав: Поездка в Сталинград. Не хочу называть имена тех, кто не оказал помощи «Снегурочке», но, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить тех, кто посчитал для себя нужным и возможным внести свою лепту в осуществление этого проекта. Это прежде всего наши духовники — священник о.Александр из с.Рашкино под Торжком, священнослужители Успенского храма г.Сергиев Посад о.Иоанн, о.Александр, о.Валерий, это матушка Феофилакта и ее монахини, благодаря молитвам и действенной поддержке которых состоялся этот фильм. И это, конечно же и миряне: Дмитрий Иванович Малышев, Ирина Савицкая, Виктор Штерн, Виталий Макрушин, Екатерина Принада, Сергей Сапронов, Жанна Захубая, Сергей Дроздов, Сергей Беляев, Ирина Ратушняк, Ирина Липина, Владимир Прядко, Игорь Карташов и другие. Это такие фирмы, как ООО «Все для Вас-Подмосковье», Сергиево-Посадский хлебокомбинат, ООО «Гончар», Швейная Фабрика ООО «Водолей», кафе «Посад». Все они перечислены в заключительных титрах фильма, и мы уверены, что Снегурочка воздаст им за то, что теперь вы, уважаемые читатели, сможете увидеть фильм, о выходе в свет которого мечтали и над чем трудились все его создатели. Мы верим, что фильм «Снегурочка» принесет в Ваши дома, сердца и души мир, радость и благолепие. Счастья Вам!



Информация об использовании персональных данных посетителей нашего сайта.