Новости Сергиева Посада

 

Школьные поборы. Законный ответ.

Декабрь  14, 2009

Прочитала в вашей газете совет юриста Марии Марковой относительно «школьных поборов» и сочла необходимым представить мнение другой стороны – школы. Уверена, что поводом для написания того материала стала жалоба или разговоры о том, что в школах собирают деньги. Но уверена так же, что эта публикация наложила тень недоверия на многих учителей и директоров школ. Те, кто требуют с родителей деньги – нарушают закон и жаловаться на них надо в соответствующие органы. Надо быть грамотными и знать, что может, а чего категорически не может просить детское учреждение. Например, в школу №11, которую я возглавляю, приходят дети из других школ, с которых просят «взнос» за поступление в первый класс – это незаконно. Или я, как депутат, получила обращение родителей детсадовских детей, с которых, кроме ежемесячной платы, собирали на мыло и туалетную бумагу – но обеспечить этим детей в саду обязан районный бюджет! Я уже не говорю о том, что родительские деньги в принципе не могут попадать в руки учителей. Закон дает право школе получать пожертвования в виде неких материальных вещей, но не денег. К примеру, у нас есть один класс в начальной школе, который благоустроили родители. Мы смогли поставить там новые парты, стулья, доску. Но на ремонт, пластиковые окна, жалюзи у школы денег не было. Родители решили сделать это за свой счет - сами собрали деньги и произвели работы. Учитель может здесь выполнять только функцию координатора. Больше того, все, что было приобретено родителями для школы, должно быть юридически оформлено и передано в дар. У нас так именно и делается. Итак, если родители хотят создать своим детям более комфортные условия, они должны:

1. Пойти к директору или в Управляющий совет школы – запросить смету на год и посмотреть, какие приобретения планируется сделать. Убедиться, что то, что вы решили купить школе, не заложено в её расходах.

2. Собрать деньги. Учтите – ни учителя, ни директор школы не должны ни собирать, ни хранить их у себя, этим вы можете создать им проблемы.

3. Учесть, что в классе могут быть дети из малоимущих семей и просто те, родители которых не хотят нести эти расходы. Это их право – не заставляйте и не шантажируйте.

4. Сами делайте приобретения, сохраняйте чеки. Оформите свой подарок, как дар школе. Для этого вместе со школьным советом или руководством составьте документы о безвозмездной передаче.

5. Отчитайтесь на родительском собрании о потраченных деньгах, предъявите чеки и копию документа о передаче имущества.

В каждой школе обязан быть Управляющий совет. Это требование закона. Если родители ничего о нем не знают, значит либо они не интересовались, либо он у них плохо работает. Тогда надо его усилить активными родителями, единомышленниками, и контролировать все сборы и приобретения, у нас он даже в распределении премий участвует. Да, родительский комитет может собрать деньги и на подарки, но, если речь идет об учителях, это букет цветов и коробка конфет. Учителя не должны диктовать условия – золотое украшение им поднести, или китайскую вазу! В нашей школе никто так не попросит, иначе не будет работать.

Еще один «больной» вопрос – обеспечение детей учебниками. Этим должно заниматься государство. Но несколько лет назад мы оказались в такой ситуации, что были огромные сбои с поставкой книг. К примеру, мы заказали учебники в 1995 году, а нам их поставили в 2000! За 5 лет уже и программа сменилась! Это сбой на уровне всей страны и, подчинись мы ему, пришлось бы учить детей по старым учебникам или вовсе без них. Или – свежий пример: в прошлом году мы заказали учебники географии, нам доставили их только в ноябре этого года – 3 месяца без учебников. Мы в 11 школе несколько лет назад ввели правило создания собственного книжного фонда – каждый ребенок у нас платит не 4 -5 тысяч за комплект учебников, а 400 рублей в год за один учебник, но он остается в школе. Таким образом, мы накопили свою библиотеку и выдаем книги, как раньше, бесплатно в пользование на весь учебный год.

Я знаю, что хороших, честных школ у нас больше, но система образования не обходится без «паршивой овцы». Так что же делать родителям? Во-первых, проверять, контролировать сбор и расходование средств. Хорошо, если вам удаться объединиться – инициативной группе или родительскому комитету делать это будет легче. Во-вторых, не забывать о том, что все взносы в школе носят исключительно добровольный характер. Если же вам намекают, что изменится отношение к вашему ребенку, и вы не готовы этому противостоять, перейдите в другую школу – поговорите с родителями и, скорее всего, даже неподалеку от дома вы сможете найти более достойное место для учебы вашего ребенка. И есть еще один способ борьбы с незаконным требованием денежных средств – прокуратура. Если школьные взносы начинают напоминать вымогательство и поборы – пишите, жалуйтесь.

Зачастую школам приходится обращаться к помощи родителей не от хорошей жизни, а от того, что выделяемых денег не хватает. В 2009 году депутаты районного совета секвестрировали приличную сумму из статьи «образование», в бюджете следующего года эта строка так же подверглась значительному сокращению. Почему? Сложно сказать, ведь образование и здравоохранение – два основных направления, за которые отвечает районная администрация. Если бы расходы на себя чиновники срезали так же, как на школы и медицину! Я думаю, что именно на стадии принятия бюджета надо искать корень многих бед. Почему ни один родитель не пришел на публичные слушания, не спросил – как могли оставить школы без ремонта и нового оборудования? Почему никто не обратился в районный совет депутатов с вопросом – а как будут жить школы на те деньги, которые вы им выделили? А ведь депутаты, по большому счету, не для того, чтобы лампочки в подъездах менять и дворы обустраивать, а именно для принятия документов, по которым потом будут жить и школы, и больницы, и детские сады. И почему сами районные депутаты этого не понимают? «Отняв» у школы, они косвенно перекладывают эти расходы на плечи родителей. Я много лет работаю в школе, и мне стыдно, когда юрист в газете учит, как бороться со школьными поборами. Стыдно, как и всем учителям, отдающим сердце и знания детям по призванию, а не за подачку.

Валентина Николаевна Варенова

Директор школы №11

Депутат городского Совета депутатов



Информация об использовании персональных данных посетителей нашего сайта.