Новости Сергиева Посада

 

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ЛАВРЫ

Май  22, 2010

В день Святой Троицы Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Свято-Троицкой Сергиевой лавреУтром 23 мая 2010 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, отмечающую престольный праздник.

У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; глава администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области В.Н. Коротков; глава администрации города Сергиев Посад Н.В. Маслов; духовенство и насельники Лавры; паломники и жители Сергиева Посада.

По прибытии в Лавру Святейший Патриарх Кирилл посетил Троицкий собор, где поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

Затем у святых врат Лавры состоялась встреча Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, прибывшего вчера в Москву. В сопровождении председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, иерархов, священнослужителей и братии Лавры Святейший Патриарх Варфоломей поклонился святыням Троицкого собора и посетил Патриаршие покои Лавры, где его ожидал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Из Патриарших покоев Святейшие Патриархи Варфоломей и Кирилл в сопровождении иерархов Константинопольской и Русской Православных Церквей направились в Успенский собор Лавры, где совершили Божественную литургию.

Святейшим Патриархам Варфоломею и Кириллу сослужили: митрополиты Австрийский Михаил, Мириофитский и Перистасийский Ириней и Галльский Эммануил, сопровождающие Святейшего Патриарха Варфоломея; митрополит Волоколамский Иларион; архиепископы Верейский Евгений и Сергиево-Посадский Феогност; епископ Подольский Тихон; члены делегации Константинопольского Патриархата в священном сане; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов); заместитель председателя Синодального отдела по работе с молодежью Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Андрей Соммер; священнослужители Русской Православной Церкви.

Среди молившихся за богослужением были глава администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области В.Н. Коротков; мэр города Сергиев Посад Н.В. Маслов; начальник департамента аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова; советник Президента Российской Федерации по вопросам инновационного развития и высоких технологий Л.Д. Рейман; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, благотворители Троице-Сергиевой лавры; делегация молодежных организаций РПЦЗ.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви совершили Великую вечерню с чтением коленнопреклонных молитв. Святейший Патриарх Варфоломей и члены делегации Константинопольского Патриархата молились в алтаре Успенского собора.

В Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Варфоломей обменялись приветствиями и поздравили друг друга с праздником Святой Троицы — Пятидесятницы.

С балкона Патриарших покоев Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей благословили верующих.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



История праздника

ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ СОВЕРШИТ ЛИТУРГИЮ В ЛАВРЕВ этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...».

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике

 

Источники: www.patriarchia.ru, www.pravoslavie.ru

 



 



Информация об использовании персональных данных посетителей нашего сайта.